Образование

В Варне учат преподавать русский язык как иностранный с помощью... танца!

Compressed file

В Варне идет работа Х Международной квалификационной школы "Современные педагогические технологии в преподавании русского языка как иностранного". Ряд занятий школы посвящена поэтике танца в преподавании РКИ. Доц. д-р Надя Чернева представила свой взгляд на феномен русского бала и его место в процессе изучения русского языка инофонами.

Compressed file

По мнению госпожи Черневой, „русский бал - уникальный, национально-специфический, целостный, ценностный социокультурный и эстетический комплекс, который не просто сохранил старинные культурные традиции, но и сегодня обладает неизведанным лингвокультурологическим, воспитательным  потенциалом, который может стать частью образовательной программы преподавания русского языка как иностранного“.  Актуальность темы обусловлена принадлежностью данного феномена фонду общечеловеческих ценностей, его особым значением в культуре  России и неразработанностью такой проблематики в зеркале  лингводидактики.  

Видеоряд отрывков из экранизаций произведений русской классической литературы со сценами балов послужили  ярким фоном и стимулом к разговору о том, что говорить и читать о русской культуре можно с самого начала изучения русского языка, обогащая и углубляя одновременно  лингвистические знания и страноведческую  информацию.

Слушатели  Школы обсудили разнообразие тем,  способы привлечения микро- и макротекстов в качестве языкового и иллюстративного материала; богатство лексического и грамматического наполнения; неисчерпаемые возможности применения стандартных форм и методов работы (индивидуальной, групповой, проектной);  применение современных педагогических технологий с использованием мультимедийных ресурсов, которые заслуживают особого внимания  со стороны методистов и разработки специфической технологии внедрения в процесс параллельного обучения русскому языку и русской культуре как инструмент постижения коммуникативной адекватности, лингвистический, страноведческой и межкультурной компетенций.

Под конец лекции слушатели-кавалеры Александр Иванов из ВСУ и Михал Янкович из Краковского университета решали трудные казусы танцевального этикета, а за демонстрацию владения светскими манерами и языком веера награды получили дамы - Елена Петренко из РГПУ им. Герцена и Йоанна Цекова из Софийского университета им. Св. Климента Охридского.

Естественным продолжением лекции и выходом в практику стал мастер-класс „Универсальный язык танца“. Прецедентные для русской лингвокультуры песня и танец „Калинка“ предоставляют замечательную возможность сочетания обучения языку, музыке и танцу на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному. Методическая идея привлекательна синергетикой традиционных методических приемов и современных педагогических технологий на уроке русского языка. Калинку можно петь и танцевать в начале любого урока – для создания атмосферы и настроя говорить по-русски; в середине урока – для отдыха, обеспечивая чередование умственной деятельности с физической; в конце урока – как награда за активное участие и хорошую успеваемость.

После обсуждения варианта методической разработки урока русского языка для малышей возраста 6-8 лет на материале песни и танца „Калинка“ из мультика „Буренка Даша“, начался флэш-моб, во время которого участники команд из РГПУ им. Герцена, Пловдивского, Белградского, Миланского и Самцхе-Джавахетского университетов показали не просто умение танцевать, но и знание национальной специфики языка танца.

Разучив основные элементы танцевальных движений и фигур, слушатели школы с огромным старанием и нескрываемым удовольствием сплясали казачок, болгарский и сербский хоровод, итальянскую тарантеллу и грузинский танец кинто. Призы за особый талант в исполнении грузинского народного танца получили отважившиеся танцевать Анастасия Кехайова из Пловдивского университета и Полина Маркачева из университета в Милане.

Молодые русисты объединились вокруг мнения, что использование средств музыкальной наглядности и танца в процессе обучения русскому языку способствует быстрому запоминанию и легкому заучиванию языковых структур на бессознательном уровне,  вызывает эмоции и креативность в общении, усиливает динамику учебного процесса.