Виктор Георгиевич Каратыгин: "Как это было..."

Compressed file

К 75-летию Великой Победы представительство Россотрудничества в Республике Болгарии продолжает публикацию воспоминаний проживающих в Болгарии ветеранов Великой Отечественной, из книги "Мгновения ценою в жизнь", которая была издана Форумом "Болгария-Россия", газетой "Русия днес - Россия сегодня" при поддержке Посольства России в Болгарии. Сегодня в нашей публикации - воспоминания о детстве, войне и воинской службе ветерана Великой Отечественной войны Виктора Георгиевича Каратыгина.

Compressed file

"Верой и правдой служить Отечеству, упорство и труд все перетрут - было для меня аксиомой жизни"- говорит ветеран Великой Отечественной войны Виктор Георгиевич Каратыгин, проживающий со своей семьей в г. Правец. Стоит отметить, что свои воспоминания Виктор Георгиевич подготовил самостоятельно, специально для юбилейной рубрики газеты "Русия днес - Россия сегодня".

- Родился я 15 февраля 1925 года в г.Курске. Отец работал в бухгалтерии Курского отделения железной дороги имени Дзержинского, ныне - Московско-Курская железная дорога.

Мама была домохозяйкой, воспитывала детей. Нас было четверо, я - третий. С нами жила бабушка, мама отца. По рассказам мамы и бабушки мы пережили страшные тридцатые годы, когда из-за засухи всю страну охватил голод. Особенно тяжело было детям: мы часто прибегали домой с улицы и просили еды. Для того, чтобы как-то отвлечь нас, папа организовывал походы на рыбалку. Недалеко от дома, примерно в двух-трех километрах, протекала небольшая река Тускарь, которая делила город на две части. Левая часть, низинная - это район, где проживали преимущественно железнодорожники. На Правобережье, на холмах Среднерусской возвышенности разместились и другие районы.

Папа смастерил каждому из нас удочки, и мы ходили ловить с ним рыбу. Улов был небольшой, но время, проведенное на речке как-то отвлекало нас от голода. Пока мы ловили рыбу, мама с бабушкой умудрялись приготовить какую-то пищу. Мы, естественно, сразу набрасывались и съедали.

1 сентября 1933 года я пошел в первый класс неполной средней железнодорожной школы номер 43. В школе я стал пионером. Пионеры в то время постоянно носили красные галстуки, но не повязывали на шее, а концы галстука закрепляли специальным зажимом, на котором красной эмалью были изображены языки пламени костра.

Учился я охотно. С четвертого по седьмой классы ежегодно награждался грамотами за отличную учебу и примерное поведение. Курское отделение железной дороги для отличников выделяло путевки в ведомственные пионерские лагеря, которые находились в Крыму. По этим путевкам я после пятого и шестого класса отдыхал сначала в Семиизе, потом в Алуште.

В Клубе железнодорожников работали различные кружки. После учебы я посещал кружок народных инструментов, играл на балалайке. Оркестр выступал на сцене Клуба железнодорожников, а также на других станциях железной дороги. В клубе регулярно демонстрировали кинофильмы, мальчишки по несколько раз смотрели "Чапаев" и "Если завтра война".

Осенью 1940 года старшего брата призвали в армию. Тогда служба в армии считалась священным долгом каждого гражданина СССР.

После седьмого класса я перешел учиться в среднюю школу номер 42. В 15 лет был принят в комсомол, а потом избран в Комитет комсомола школы.

Но наша спокойная жизнь была прервана войной 22 июня 1941 года. Днем по радио выступил Народный комиссар иностранных дел Молотов и сообщил о внезапном вероломном нападении Германии, без объявления войны. С этого момента город и вся страна стали жить по законам военного времени. Строго соблюдалась светомаскировка в вечернее и ночное время. Был введен комендантский час. Окна в домах были заклеены бумажными лентами для предохранения от ударной волны при бомбежках, в огородах домов, на максимально удаленном расстоянии вырыты траншеи, куда жители прятались после объявления воздушной тревоги. На третий день после начала войны был призван в армию мой второй брат, только что закончивший десятый класс.

Районный комитет комсомола стал формировать из комсомольцев бригады содействия милиции. Эти бригады патрулировали улицы района в вечернее и ночное время, задерживая нарушителей комендантского часа и подозрительных лиц.

Насмотревшись патриотических фильмов, молодежь считала, что Красная Армия разгромит немцев быстро, как было показано в фильме "Если завтра война". Но мы глубоко ошибались.

3 июля по радио выступил Иосиф Виссарионович Сталин, его очень внимательно слушали люди на улицах, скопившись у репродукторов, которые были вывешены на осветительных столбах. Запомнились его слова: "Победа будет за нами!"

Уже в середине июля в Курске стали появляться беженцы из Киева. Такая семья на непродолжительное время остановилась и у нас, но потом уехала в Ташкент. В это же время немецкие самолеты стали бомбить Курск. Станция Курск - это крупный железнодорожный узел, который был главной целью для самолетов. Когда линия фронта стала приближаться к городу, а бомбежки усилились, и было объявлено об эвакуации населения, партийных и советских органов, я имевшуюся документацию комсомольской организации сдал в районный комитет комсомола, а семья вместе с другими семьями железно дорожников была эвакуирована на Урал.

Вначале мы прибыли в Глядянский район,  Чернавский сельсовет, по-моему, Челябинской области. Нас там поселили к пожилой паре колхозников. Мы с мамой стали работать в полевой бригаде, помогая убирать овощи. Осень была дождливой, холодной, мы работали целый день, с рассвета до темноты. Уборка продолжалась до начала морозов и выпадения снега.

В декабре месяце 1941 года мне вручили повестку о мобилизации на трудовой фронт для работы на угольных шахтах Кузбасса, причем указывалось, чтобы был тепло одет. Оделись мы в ту одежду, которая имелась, и прибыли в районный центр. Старший обоза (а мы должны были ехать в областной центр на обозе), осмотрев мою экипировку, сказал: "В этом он до областного центра не доедет - замерзнет!" Но узнав,  что мы эвакуированные, и что другой одежды у нас нет, взял у меня повестку и написал: "Негоден!" И мы вернулись снова в село.

В селе школы не было, а ездить в районный центр, который довольно далеко находился от села, не было возможности, поэтому было принято решение о переезде в город Курган. В Кургане руководство Курганского отделения Уральской железной дороги помогло нам устроиться с жильем в ведомственном доме. Мама стала работать портнихой в швейной мастерской, шила обмундирование для фронта, бабушка - уборщицей на станции Курган. На семейном совете было решено, что мы с братом продолжим учебу. Когда обратились к директору железнодорожной школы 28, а это было уже в январе, он посоветовал мне учиться снова в восьмом классе. В Кургане, как и в Курске, восьмой класс я закончил с почетной грамотой. Летом я работал помощником монтера в электроцехе стации Курган. 1 сентября 1942 года продолжил учебу в 9 классе, но закончить я успел только первое полугодие. В конце декабря 1942 года состоялось комсомольское собрание, на котором был представитель городского военкомата. Он сообщил, что в Кургане находится школа авиационных механиков, которая прибыла с Украины, и идет набор в эту школу. Желающим сразу были выданы повестки для призыва в ряды Красной Армии.

В 17 лет, 1 января 1943 года, я стал курсантом Лугинской военной авиационной школы механиков Военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

С первых дней начинается усиленная строевая и боевая подготовка. Изучаем стрелковое оружие, воинские уставы, проводим учебные стрельбы. В торжественной обстановке 23 февраля 1943 г. я принимаю военную присягу. После этого начинается напряженная учеба по специальности. Изучаем теорию полетов, конструкцию двухмоторного бомбардировщика дальнего действия ДБ 3Ф, изучаем инструкции по эксплуатации, на самолете-тренажере проводим ремонтные и профилактические работы. Курс программы заканчиваем в декабре 1943 г. Остается сдать государственные экзамены. Но приходит приказ откомандировать курсантов на Ленинградский фронт для получения навыков обслуживания самолетов в боевых условиях.

На Ленинградский фронт мы прибываем 15 января 1944 г. В это время фронт начал активную операцию по полному снятию блокады Ленинграда. Нас зачисляют курсантами-стажерами авиационного механика в 448 штурмовой авиационный полк. Полк имел на вооружении штурмовики ИЛ- 2, которые прозвали летающими танками. Полк активно участвует в боевых действиях, громя передовые позиции немцев, и освобождая Новгород. За это личному составу полка была объявлена благодарность от Верховного главнокомандующего, в том числе благодарность получили и курсанты-стажеры.

Если позволяла погода, то за световой день самолет делал по несколько боевых вылетов. С окончанием полетов мы приступали к подготовке самолета к следующему дню работы, с таким расчетом, чтобы он был полностью готов с наступлением дня вылетать на боевое задание.

На Ленинградском фронте мы пробыли до конца февраля. В начале марта вернулись снова в школу и приступили к подготовке к государственным экзаменам. В апреле они были сданы. Я сдал их на "отлично". Отличники получали воинское звание на ступень выше. Мне было присвоено звание "старший сержант".

В апреле 1944 г. в моей жизни произошло еще одно важное событие - партийное собрание школы приняло меня кандидатом в члены ВКП(б).

Наш выпуск в полном составе передается командованию авиации дальнего действия (АДД). В составе АДД формируется резервная дивизия из четырех полков, вооружением которых будут новые двухмоторные ночные бомбардировщики ЕР-2 генерального конструктора Ермолаева. Тактико-технические данные этого самолета лучше, чем у ИЛ-4. Но главная особенность этого самолета состоит в том, что в качестве горючего для его моторов используется не дорогой бензин, а дешевый керосин.

Я получаю назначение в 332-й бомбардировочный авиационный полк (БАП). Дислоцируется полк в Украине, в г.Белая Церковь. Полк укомплектован только командным составом, офицерами из действующих частей. Комплектация остального состава должна осуществляться за счет выпускников военных училищ. Самолетов в полку нет, но имеется учебный класс, а на аэродроме - самолет, на котором можно тренироваться выполнять регламент.

В июне успешно сдаю зачеты.

01.07.1944 г. командирован в 20-й гвардейский авиационный полк. Принимаю участие в обслуживании боевых вылетов самолетов ИЛ-4.

Во время нахождения в 448-м ШАП и 20-м гвардейском БАП участвовал в обслуживании более ста боевых вылетов.

В сентябре 1944 г. в 332-й БАП начали поступать с завода самолеты ЕР-2. Меня отзывают из командировки и утверждают техником самолета. Принимаю с завода самолет. В это время в полк прибывают летчики-штурманы и стрелки-радисты из военных училищ. Начинаются интенсивные учебно-тренировочные полеты. Вместе со своими подчиненными, механиком и мотористом, содержим вверенный мне самолет в постоянной готовности.

Так продолжается до конца войны. Когда начинаются ночные полеты с бомбометанием, полк перебазируется в г.Умань (Украина).

Известие о взятии Берлина 2 мая и капитуляции Германии 9 мая 1945 г. встретили с ликованием и салютом из ракетниц. Кроме того, "за победу мы по полной осушили, за друзей добавили еще".

В начале июня 1945 г. пришел приказ сформировать и направить в Москву для участия в воздушном параде Победы эскадрилью самолетов ЕР-2. Так как мой самолет не был включен в состав эскадрильи, мне предоставили краткосрочный отпуск домой. В г. Курск ехал на поезде. На всем пути следования от Киева до Курска мне открылась жуткая картина войны: разрушенные города и поселки, вместо домов торчали обгоревшие печные трубы.

Такая же картина предстала передо мной в Курске: полностью разрушены вокзал, паровозное депо, нет больше Клуба железнодорожников, от неполной средней школы №43 остались только кирпичные стены. Погиб мой дядя, брат мамы, защищая Курск в ополчении. Не вернулись с поля боя многие знакомые. Мои старшие два брата живы и продолжают нести военную службу. Из эвакуации вернулись мама, бабушка и младший брат.

Отпуск пролетел быстро и я вернулся в Белую Церковь. В июле 1945 г. партийная комиссия 18-й гвардейской авиационной Орловско-Будапештской бомбардировочной дивизии приняла меня в партию. В сентябре того же года мне присвоено воинское звание старшина технической службы.

26 марта 1946 г. я награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

В начале июня 1946 г. дивизию расформировывают, а личный состав в товарных вагонах, оборудованных двухъярусными нарами, отправляют на Дальний Восток. Куда - нам неизвестно. Во время движения поезда делать нечего. Из-за сильной тряски вагона читать невозможно, и тогда я сажусь у открытой двери вагона и наблюдаю за проплывающими пейзажами. До великой реки Волги разрушенные города и села напоминают о Великой Отечественной войне, какое-то успокоение вносят степные просторы Заволжья. Седой Урал напоминает о сказках Бажова, могучий Енисей - о храбрости и мужестве сибиряков, разгромивших немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Байкал с его чистой, как слеза, водой поражает своей красотой, а дремучая тайга, прорезанная колеей железной дороги, хранит много неразгаданных тайн.

А дальше по долинам и по взгорьям поезд мчит дивизию вперед, чтоб без боя, взяв Приморье, захватить Владивосток в установленный командованием срок. В бухте Золотой Рог нас уже ждал паром. Он доставил нас на Южный Сахалин. Две эскадрильи 332-го полка для укомплектования 454-го БАП автотранспортом перебрасываются в поселок Зональное.

На первом построении командир дивизии сказал: "Климат здесь суровый, девять месяцев зима, а остальное лето, жилья для вас нет, в дивизии строительных подразделений тоже нет, казармы и общежитие для офицеров будете строить сами". И стали мы лесорубами и плотниками, корчевали деревья, подготавливая площадку под строительство. Жили мы в палаточном городке.

Определенное количество часов было отведено для освоения скоростного пикирующего бомбардировщика ТУ-2. К середине сентября, когда наступили холода, мы из палаточного городка переехали в выстроенные казармы. Жизнь стала входить в нормальное русло. Но главное требование - содержать самолеты в полной боевой готовности - остается в силе. Рядом Япония, а на острове Хокайдо - крупная военно-морская база США.

В свободное время участвую в художественной самодеятельности, учусь в дивизионной партийной школе и заканчиваю ее с отличными оценками.

За отличную боевую и политическую подготовку награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. На основании Постановления Совета Министров СССР от 27 июля 1950 года уволен в запас. Тогда мне было 25 лет. Срочная военная служба продолжалась семь лет и семь месяцев. После срочной службы возвращаюсь в Курск.

Поступаю в Курский электромеханический техникум на отделение "Производство радиоаппаратуры". Одновременно работаю секретарем комитета комсомола техникума.

Учусь хорошо. Для выполнения дипломной работы техникум посылает группу учащихся, в том числе и меня, на Александровский завод (Владимирская область), который выпускал телевизоры КВН-49. Под руководством старшего инженера лаборатории завода мы разрабатываем усовершенствованную схему телевизора. Производим необходимые расчеты, сборку, настраиваем и привозим его в техникум. На этом телевизоре в 1955 году в техникуме впервые в Курске стали принимать телевидение.

Техникум окончил с отличием в июне 1954 года.

После техникума по путевке министерства связи СССР работаю в г.Куйбышеве на Радиоцентре №3 Куйбышевской Дирекции радиосвязи и радиовещания в должностях радиотехника, старшего радиотехника, инженера эксплуатации, инженера смены.

9 сентября 1957 г. призван на действительную военную службу в органах государственной безопасности.

С 09.09.1957 г. по 17.08.1969 г. служу в Управлении КГБ СССР по Куйбышевской области. Службу успешно сочетаю с учебой во Всесоюзном заочном электротехническом институте связи. Программу института, рассчитанную на шесть лет, я освоил за пять. Институт закончил с отличием.

С 18.08.1969 г. продолжаю службу в Управлении КГБ по Ярославской области, г.Ярославль.

В 1981 г. за добросовестное выполнение служебных обязанностей и высокие показатели в служебной деятельности награжден медалью "За трудовое отличие".

17 ноября 1988 г. в возрасте 63-х лет, в звании полковника, отдав военной службе 39 лет, ушел в отставку, но продолжал работать в этом управлении на различных должностях по вольному найму до 1 октября 1999 г.

С 1 октября 1999 г. по состоянию здоровья ушел на заслуженный отдых.

Женат. Жена, Каратыгина Инна Александровна, за долголетний добросовестный труд награж- дена медалью "Ветеран труда". 1 декабря 2014 г. отметили шестьдесят третью годовщину нашей совместной жизни. Наши дети постоянно живут в Болгарии. Дочь - с 1977, а сын - с 1995 года. У нас две внучки, внук и одна правнучка. 10 июня 2005 г. приехали к детям в Болгарию на постоянное жительство.

Имею награды:

- Орден "Отечественной войны" II степени

- Медаль "За трудовое отличие"

- Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

- Медали "20, 30, 40, 50, 60, 65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

- Медаль Жукова - Медаль "За воинскую доблесть"

- Медаль "Ордена Великой Победы"

- Медаль "Ветеран Вооруженных Сил СССР"

- Медали "30, 40, 50, 60, 70 лет Вооруженных Сил СССР"

- Медали "За безупречную службу" I, II, III степени

Нагрудные знаки:

- "25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г."

- "Фронтовик 1941-1945 гг".

- "60 лет ВЧК-КГБ"

 - "За заслуги" - "В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

- Болгарская медаль "65 лет победы над фашизмом".