Культура

Премьеру "Клятвы" встретили аплодисментами и слезами

Compressed file

Ежегодно в последнюю пятницу августа в Варне проходит кинофестиваль "Любовь-сумасшествие". В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, в фестивале сумел принять участие российский кинорежиссер и продюсер Владимир Есинов. Представляем мини-интервью, которое взяла у продюсера журналистка двуязычной газеты "Русия днес - Россия сегодня" Светлана Тютюнджиева.

Ежегодно в последнюю пятницу августа с 1993 года в Варне проходит Международный кинофестиваль "Любовь - сумасшествие". Российский культурно-информационный центр в Софии сотрудничает с фестивалем с 2004 года,  а Владимир Ястреба, отвечающий в РКИЦ за направление "Кино", участвует в работе фестиваля с 1995 года. За эти годы многие звезды российского кино, известные кинорежиссеры и продюсеры побывали на фестивале со своими картинами и получали награды. По словам В.  Ястребы, в этом году из-за карантина стоял вопрос, проводить или не проводить фестиваль, но, в итоге, он состоялся. К сожалению, в сжатой форме и с меньшим количеством гостей,  участников и фильмов. "Несмотря на это,  по нашей инициативе, кроме фильма "Клятва", который участвует в конкурсной программе, также прошел показ фильмов, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Зрители смогли увидеть любимые фильмы "Баллада о солдате", Они сражались за Родину",  "Освобождение. Битва за Берлин","  -  сообщил В. Ястреба.

Почти каждый год в международном жюри были представители России. В этом году заявленной в члены жюри актрисе из России из-за пандемии не удалось принять участие в работе фестиваля. Однако российское участие все же было. Фильм "Клятва" представил продюсер Владимир Есинов, который дал интервью специально для читателей нашей газеты.

  • Господин Есинов, первый мой вопрос звучит несерьёзно, но в нынешних условиях он вполне резонен. Как Вам удалось добраться до Варны?
  • Как никогда сложно… Благодаря представительству Россотрудничества в Болгарии, руководитель которого Ольга Широкова понимает, насколько важно для культурных связей двух стран продолжать и развивать подобное сотрудничество в сфере кино, удалось уладить разного рода формальности. От Москвы до Варны мне пришлось добираться на перекладных через Стамбул и Софию. Я на этом фестивале не впервые - нас с Владимиром Ястребой связывает давнее сотрудничество и дружба. Событие интересно не только тем, что Варна находится на берегу Черного моря, и тем, что это связано с множеством ностальгических воспоминаний молодости, но, прежде всего, тем, что здесь создана особая атмосфера отношения к фильмам и их создателям. Здесь не требуют премьерных показов, но комиссия всегда выбирает интересные экспериментальные фильмы, которые заслуживают внимания.

-    Говорят,    во   время просмотра фильма "Клятва"  зал в Варне рыдал и стоя аплодировал.  Расскажите, в чем его суть.

- В фильме рассказана реальная судьба заведующего психиатрической больницей в Симферополе Наума Балабана, который во время немецкой оккупации спасал людей от концлагерей, укрывал их в подвале больницы,  делал поддельные справки. Он мог уехать и спасти себя, но он решил остаться с пациентами психиатрической клиники. Врач и его супруга, русская аристократка, погибли от рук гестапо вместе с пациентами. Мы работали над фильмом четыре года,  собирая подробности жизни героя фильма и работая с историческими документами.  Многие думали,  что главный герой был связан с тогдашними органами безопасности - мы искали   документы в ФСБ, но оказалось, что это была его личная инициатива. То есть, так поступить мало кто мог и тогда, и в наше время.

-  На фоне возрождающихся идей фашизма и расизма  важно, чтобы фильм дошел до молодого поколения. Как сделать так, чтобы фильм посмотрели  молодые люди,  ничего не знающее о войне?

-  Ну,  если их привести в зал, забрать у них попкорн и телефоны, то они тоже будут плакать во время прос-мотра. А если их не приводить, не заниматься этим... Все-таки идеологическая работа должна быть, пускать на самотек нельзя. Американцы в своих лучших фильмах пропагандируют свой образ жизни. У нас на "пустышки" уходят миллионы, а на настоящее кино - копейки. Когда нам от министерства культуры выделили деньги , мы хотели их вернуть и не заниматься фильмом, настолько несерьезная сумма на важнейший по значению фильм. Чиновникам нужны деньги от проката. Только энтузиазм команды, которая начала подготовку, и благодаря тому, что мы дофинансировали работу , фильм состоялся. Чтобы молодежь знала свою историю и ценила людей, подобных Науму Балабану, надо достойно финансировать стоящие фильмы. Мы делали фильм долго, но делали его не ради денег, а ради идеи.

  • Варне повезло уже в том, что это первая международная премьера фильма. Есть уже предложения из других стран?
  • Мы показывали фильм на Берлинском киномаркете, и сразу же пошли предложение - от США, Австра-лии и Израиля. Предложения деловые и конкретизированные, но контрактов пока нет, их заключению мешает пандемия.